ABC-анализ и движение товара на складе

ABC-анализ и движение товара на складе

Правильно организованное движение товара на складе по результатам ABC-анализа минимизирует затраты на основные операционные процессы.

ABC-анализ на складе

Перед определением порядка движения товара на складе необходимо сделать полноценный ABC-анализ. Данный анализ основывается на правиле Парето: 20% причин дают 80% результата.Такое соотношение не универсально, но часто бывает справедливо для большинства случаев его применения.

Основная задача ABC-анализа на складе заключается в том, чтобы сконцентрироваться на оптимизации процесса обработки именно 20% самых востребованных позиций. Также ABC-анализ позволяет выявить наименее ликвидный товар, который следует переместить как можно дальше от фронта отбора.

Классический ABC-анализ делит весь товар на следующие группы:

  • группа А — самые важные товары — 20%;
  • группа B — товары средней важности — 35%;
  • группа C — наименее важные товары — 45%.

Многие компании применяют классический ABC-анализ для построения эффективного маршрута движения товара на складе, но, к сожалению, такая одномерная оценка оборачиваемости не позволяет достичь наилучшего результата.

Например, товар №1 отбирался за определенный период 100 раз в рамках 2-х заказов, а товар №2 за тот же период — 50 раз в рамках 25 заказов. По результатам классического ABC-анализ именно товар №1 должен находиться ближе к зоне отгрузки, но с точки зрения оптимального рабочего процесса — ближе должен находиться товар №2, так как его более высокая частота отбора провоцирует большее количество перемещений.

Для более качественной оценки оборачиваемости следует использовать двумерный ABC-анализ. После того как вы оцените каждый параметр оборачиваемости отдельно (общий спрос и частота появления товара в заказах), вы сможете сложить их и получить финальный показатель, который можно взять за основу при организации разных зон хранения и отбора.

В блоке «Полезные файлы» (справа) можно скачать пример двумерного ABC-анализа. 

Зонирование и движение товара на складе

Зонирование помогает существенно упростить процессы размещения и отбора товара на складе. При зонировании должны учитываться такие характеристики товара как:

  • оборачиваемость (на основании двумерного ABC-анализа);
  • сезонность спроса;
  • весо-габаритные характеристики;

При сопоставлении всех этих показателей определяется объем зоны хранения для разных групп товаров, а также тип и размер фронтов отбора.

Маршрут движения товара на складе

Проанализировав товар и определившись с типом/размером складских зон, можно приступать к организации движения товара на складе. Правильный маршрут размещения или отбора учитывает следующее:

  1. Путь каждого сотрудника должен начинаться с передних секций стеллажей, расположенных около зон приемки/отгрузки.
  2. Тяжелые товары должны отбираться первыми.
  3. Для отбора товара из разных зон должен формироваться один наиболее рациональный маршрут с учетом используемой техники.

При формировании последовательности движения товара на складе, также следует учитывать прохождение товара через зоны оказания услуг с добавленной стоимостью (маркировка, упаковка, пр.). Такие зоны нужно располагать либо вначале, либо в конце маршрута.

Когда товары размещаются в наиболее подходящих местах это позволяет сокращать общее количество перемещений по складу, и как следствие увеличивается производительность складских работников.

Вывод

В складской логистике очень важно регулярно анализировать оборачиваемость товара и на основании полученных данных модернизировать маршрут движения товара на складе. Эти изменения не требуют больших затрат, но позволяют быстро получить отличный результат.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: