Виды потерь на производстве

Виды потерь на производстве

Устранение потерь (муда) может стать самым рентабельным способом роста производительности и снижения производственных затрат в компании.

Основные виды потерь на производстве

Любой менеджер, который занимался оптимизацией рабочих процессов компании регулярно сталкивался с «лишними» действиями, которые выполняли его сотрудники. Даже самый добросовестный и инициативный сотрудник не всегда способен определить такие действия и отказаться от них, так как в большинстве случаев он руководствуется сложившейся практикой.

В японской философии организации производства Кайдзен все подобные «лишние» действия классифицируются как «муда». В идеале любая операция на производстве должна добавлять ценность конечному продукту, если этого не происходит, то это «муда», т. е. «потери» компании.

Всего есть 7 основных категорий потерь:

  • муда перепроизводства;
  • муда запасов;
  • муда ремонта или брака;
  • муда движений;
  • муда обработки;
  • муда ожидания;
  • муда транспортировки.

Ниже будет рассмотрена каждая категория потерь более подробно.

Потери из-за перепроизводства

Достаточно часто сотрудники компании перестраховываются, чтобы предупредить потенциальные отказы оборудования, брак или прочие проблемы и производят излишнюю продукцию, опережая план. Участники процесса перепроизводства практически никогда не задумываться о таких его последствиях как преждевременный расход сырья, расточительное использование рабочей силы, увеличение площади для хранения запасов и прочих сопутствующих издержках компании.

Перепроизводство создает обманчивое ощущение безопасности. Рабочий процесс становится не прозрачным в результате чего не получается своевременно выявить важные проблемы на производственной линии. Муда перепроизводства должна квалифицироваться как самая серьезная потеря компании.

Потери из-за лишних запасов

Все лишние запасы, которые образовались в результате перепроизводства или прочих причин не добавляют никакой ценности. Более того они увеличивают расходы компании на дополнительную складскую площадь, рабочую силу и эксплуатацию дополнительного оборудования.

До тех пор, пока избыточные запасы находятся на складе они не приносят профита компании. Также следует учитывать тот факт, что в зависимости от типа продукции ее свойства могут ухудшаться из-за долгосрочного хранения, или продукция может полностью стать непригодной в случае форс-мажора.

Лишние запасы – это потери, которые не позволяют полноценно оценить эффективность производственной цепочки (операционного процесса).

Потери из-за ремонта или брака

Очевидно, любой брак осложняет производственный процесс. Все бракованные изделия нужно переделывать или в худшем случае утилизировать. Затраченные ресурсы на исправление брака компания компенсирует за свой счет.

Поломки оборудования, которое используется для создания продукции — это такой же тип потерь, как и брак.  Без должного уровня контроля за исправностью всех станков и техники невозможно добиться сокращения вынужденных простоев на производстве.

Потери из-за лишних движений

Всякое движение на производстве, которое не добавляет ценности конечному продукту не рационально. Всем сотрудникам компании следует стремиться избегать данного типа муда. Это позволит им облегчить свою ежедневную деятельность и существенно повысит их продуктивность.

Все производственные процессы должны быть максимально упрощены и нацелены на сокращение лишних движений. Если элементарное изменение последовательности действий позволит хоть немного упростить рабочий процесс, то необходимо сделать это при первой возможности.

Потери из-за лишней обработки

Данный тип потерь пересекается с потерями из-за лишних движений. Если в процессе производства продукции возникает процесс обработки, который можно устранить, то это обязательно нужно сделать.

Как правило, потери из-за лишней обработки возникают в таких производственных процессах, в которых сотрудники компании стремятся достичь излишней точности.

Потери из-за ожидания

В тот момент, когда сотрудник ничем не занят возникает муда ожидания. Причины, по которым сотрудники не выполняют свои непосредственные обязанности, достаточно разнообразны: проблемы на производственной линии, отсутствие необходимых материалов, и т. д.

Этот тип потерь легко идентифицировать, когда сотрудник просто стоит. Гораздо сложнее распознать муда ожидания, когда сотрудник производит какие-либо операции. Без детального анализа процесса невозможно выявить скрытые потери из-за ожидания, которые в конце рабочего дня превращаются в огромные простои.

Потери из-за транспортировки

Транспортировка расходных материалов и продукции в цеху или на складе занимает существенную часть операционной деятельности сотрудников. Крайне важно понимать, что транспортировка не добавляет никакой ценности конечной продукции. Более того, достаточно часто в процессе транспортировки продукции наносится ущерб.

Также, как и муда ожидания, муда транспортировки легко обнаружить. Двум отдельным производственным процессам всегда нужен транспорт. Если у вас есть возможность объединить два и более процессов в один, то это позволит вам минимизировать потери из-за транспортировки.

Как устранить основные виды потерь на производстве

Ознакомившись с основными видами потерь на производстве, скорее всего у вас возник резонный вопрос: «С чего начать их устранение?».

  1. Прежде всего нужно ежедневно работать над устранением муда. Не нужно зацикливаться на достижении быстрых и глобальных результатов. Регулярное устранение небольших потерь, достаточно скоро принесет свои положительные плоды.
  2. Постоянно наблюдайте за рабочими процессами непосредственно на производстве. Если вы не будете понимать рабочий процесс изнутри, вы не сможете диагностировать его основные проблемы, и как следствие не сможете их устранить.
  3. Самое главное: разъясните своим сотрудника (с учетом специфики деятельности компании) основные виды потерь на производстве. Попросите их подключиться к устранению муда. Стимулируйте сотрудников вносить свои предложения по улучшению рабочего процесса. Никто кроме них не знает, как изменить рабочий процесс в лучшую сторону. Даже один инициативный сотрудник может принести колоссальную пользу компании.

Устранение потерь на производстве

Вывод

Постарайтесь изменить свой образ мышления в вопросе устранения потерь. Откажитесь от навязанных моделей организации операционных процессов (в том числе и в складской логистике). Если вы нашли способ сделать процесс более эффективным, то незамедлительно действуйте!

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: